Очистка продуктов сгорания от оксидов азота

Очистка продуктов сгорания от оксидов азота

В процессе сжигания топлива образуются оксиды азота. Реакция образования оксидов азота имеет цепной механизм и протекает с поглощением теплоты, например: N2+02=2N0-90 кДж/моль. Зависимость равновесной концентрации оксида азота (NO)p и времени ее установлений от температуры показана на рис. 26.8.

 

Уменьшение температуры горения резко снижает равновесную концентрацию оксида азота и одновременно увеличивает время, необходимое для достижения этой концентрации. В котлах при температурах в топке 1400-1500°С время пребывания газов в факеле в 100 раз меньше необходимого для достижения равновесной концентрации, и концентрация образующейся оксида азота составляет центрация образующейся оксида азота составляет NО = - (0,05/0,15)рNO, где pNO - парциальное давление оксида азота. Избыток воздуха ускоряет реакцию, но одновременно его увеличение снижает температуру горения, что замедляет реакцию. При малых избытках воздуха более существенно влияние первого фактора, при больших- второго. Влияет на сохранение оксида азота скорость охлаждения газов (скорость закалки). Вследствие обратимости реакции оксиды азота в газах сохраняются при быстром их охлаждении. Например, при а=1,3 для сохранения NO в количестве 0,6 скорость закалки составляет примерно 6 К/с.

Охлажденный оксид азота вступает в реакцию с атмосферным кислородом, в результате чего образуется N02. Реакция зависит от концентрации реагентов и с уменьшением NO замедляется, при этом в атмосферном воздухе сохраняется N0. При дальнейшем охлаждении (ниже 140°С) часть N02 переходит в N2O4, доля которой увеличивается по мере охлаждения. При некоторых условиях образуется N202. Таким образом, в атмосферном воздухе могут образовываться и существовать одновременно различные оксиды азота при преобладающем содержании N02 и N204. Содержание оксидов азота в продуктах сгорания, уходящих из котлов, изменяется в широких пределах (в пересчете на N0 от 0,015 до 0,15%) и зависит от мощности котла, характеристики топлива и организации процесса горения.

Зависимость содержания оксидов азота от коэффициента избытка воздуха показана на рис. 26.9.

 

В котельных установках очистка продуктов сгорания от оксидов азота пока практически не применяется. Наиболее реальным путем снижения содержания оксидов азота и бенз(а)пирена в продуктах сгорания, удаляемых в атмосферу, является снижение температуры горения и коэффициента избытка воздуха в области ядра факела в топке. Организация процесса сжигания топлива, обеспечивающая такие условия, рассмотрена в гл. 8.

Сокращение выбросов в атмосферу оксидов азота дымовыми газами и очистка продуктов сгорания от оксидов азота принципиально может быть осуществлено по следующим основным направлениям:

1) применение технологии сжигания топлива, предотвращающей значительное окисление азота воздуха и топлива, в частности использование для горения в качестве окислителя кислорода;
2) применение жидких или твердых сорбентов, поглощающих из дымовых газов с последующей регенерацией и получением товарных форм связанного азота;
3) каталитическое разложение оксида азота на элементарный азот и кислород.

Второе и третье направления используются при производстве азотной кислоты и характеризуются большими капитальными и эксплуатационными затратами. Щелочая абсорбция включает химическое связывание азота по реакциям типа

 

При этом поглощению азота должно предшествовать окисление NO до NO2, что при концентрациях N<0,05 % требует огромных объемов абсорбционных колонн. Принципиальная технологическая каталитически-абсорбционная очистка продуктов сгорания от оксидов азота дымовых газов от монооксида азота показана на рис. 26.10.

 

Внедрение адсорбционной очистка продуктов сгорания от оксидов азота дымовых газов сопряжено с большими трудностями. При температурах уходящих газов из котлов катастрофически падают поглотительные емкости сорбентов. Малые парциальные давления NOx требуют огромных реакторных емкостей. Сложной задачей является также регенерация реагента, так как выделяющийся N02 должен иметь высокую концентрацию, иначе возникает проблема очистки используемого для регенерации сорбента воздуха. Практически уменьшения выбросов оксидов азота в атмосферу котлами наиболее реально в настоящее время достичь путем применения рациональной технологии сжигания топлива.

Вас может заинтересовать